Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Елена Зеленцова. Модели культурной политики Кыргызстана

Кадровый потенциал культурной политики в Кыргызстане. В семинаре участвовали, в основном, работники культуры бюджетной сферы Кыргызстана, а также представители бизнеса, творческие профессионалы, сотрудники университетов и международных организаций, специалисты из Казахстана, Таджикистана и России. Поскольку среди участников преобладали сотрудники учреждений культуры, то полученные результаты дают представление о потенциале сферы культуры Кыргызстана и видении ситуации работниками культуры.


В целом можно констатировать, что видение ситуации сотрудниками государственных бюджетных учреждений культуры ничем не отличается от общего положения на постсоветском пространстве. Для этого видения характерны иждивенческая позиция, ожидание помощи от государства, депрессивные настроения, связанные с падением авторитета культуры в обществе, а также пассивность, нежелание что-либо менять.


В то же время молодые профессионалы, представители бизнеса, сотрудники международных организаций позиционировали себя иначе, продемонстрировав уверенность в собственных силах, активную позицию и стремление опираться исключительно на собственные силы и ресурсы. К этой группе активных участников присоединилась часть сотрудников организаций культуры, которые также выразили готовность прилагать свои силы для изменения ситуации.


Это говорит о целесообразности планомерной работы по выявлению активных творческих людей, на которых можно было бы опираться в дальнейшей работе. При этом необходимо работать не только с сотрудниками организаций культуры, но шире привлекать представителей бизнеса, СМИ и других сфер.
Эффективной представляется также целенаправленная поддержка проектной деятельности организаций культуры, поскольку конкретные примеры успешно реализованных новых проектов зачастую влияют на продвижение культурной политики сильнее, чем исследования и дискуссии.


Вопросы выбора модели культурной политики для Кыргызстана непосредственным образом связаны с вопросами как политики, так и экономики. В сложных условиях последних 15-ти лет образовался «разрыв» между крупными городами (включая столицу), которые являются центрами современной индустриальной или постиндустриальной культуры, и сельских районов, в условиях экономической депрессии вновь «скатившихся» на уровень почти натурального хозяйства и, как следствие, воспроизводящих традиционные культурные ценности.


«Вестернизация» или «истернизация»? Вопрос выбора модели культурной политики – это вопрос выбора между европейской плюралистической, мультикультурной политикой и консервативной охранительной политикой, которую проводит ряд мусульманских стран, в том числе страны Ближнего Востока. Наряду с националистическими тенденциями («Киргизия – для киргизов», «Мы будем поддерживать только киргизскую культуру»), которые представляются чрезвычайно опасными для страны, только что прошедшей через бурю политических изменений, присутствует и понимание того, что приверженность традиционным ценностям не всегда предполагает полную изоляцию от процессов модернизации, идущих в остальном мире.


Воспроизводство элит. Второй важной точкой в осмыслении ситуации в Киргизии является вопрос воспроизводства творческого потенциала страны. Основная масса образованных людей в Киргизии – это выпускники советских высших учебных заведений. Система высшего образования, существующая на данный момент в Киргизии, не соответствует требованиям времени, нуждается в модернизации и в целом не обеспечивает воспроизводства творческой интеллигенции. Количество выпускников зарубежных (европейских и американских) высших учебных заведений крайне невелико и практически не заметно в общей картине. На этом фоне остро стоит проблема повышения квалификации работников гуманитарной сферы, подготовки специалистов, владеющих современными профессиями (арт-менеджер, фандрейзер, продюсер и т. д.). Кроме того, отсутствуют исследовательские учреждения, ведущие научно-практическую и аналитическую работу.
Трудности и возможности программы «Культурная политика». Поскольку инициатором программы является Фонд Сороса – Крыгызстан, это создает определенные сложности: частный фонд не может принять новый курс на развитие культурной политики в стране. В то же время, ресурсы Фонда Сороса – Кыргызстан открывают перед программой реальную возможность, особенно при включении в нее широкого круга экспертов и общественности, оказать весомое содействие в формировании культурной политики Кыргызстана как современной демократической державы.
Целью программы является содействие формированию культурной политики Кыргызстана как современной демократической страны, опирающейся на ценности мультикультурализма, уважения прав и свобод личности, свободы предпринимательства, международной интеграции.
Задачи программы:
преодоление разрыва между «городом» и «селом», снижение социальной напряженности средствами культуры – через культурные проекты;

  • содействие росту творческого потенциала страны, содействие консолидации интеллектуальной элиты, повышение квалификации работников культуры и создание творческих пространств и коммуникативных площадок;
  • модернизация деятельности сферы культуры, превращение культуры в ресурс экономического развития и достижения социального согласия;
  • развитие международного сотрудничества и культурных сетей, в том числе как средства формирования толерантности и развития мультикультурализма.

Методы. Деятельность программы в равной степени должна опираться как на исследовательскую, аналитическую часть, результатом которой станет подготовка ряда документов, так и на практическую деятельность – поддержку инновационных «модельных» проектов, выявление активных творческих профессионалов, консолидацию свободно и современно мыслящих профессионалов в регионах.

Приоритеты программы:

  • поддержка современной культуры и современного искусства, поскольку именно современные культурные формы наиболее демократичны и позволяют утверждать в обществе плюралистические ценности. Современная культура привлекает молодежь, что дает возможность широкого привлечения молодежной аудитории;
  • современная интерпретация наследия как средство приобщения широких слоев населения к историко-культурному наследию, а также ресурс для формирования нового образа современной Киргизии;
  • формирование творческой среды и творческих пространств, поддержка молодых профессионалов, содействие повышению квалификации – формирование человеческого ресурса, на который будет опираться не только сфера культуры, но и в целом общество и экономика новой Киргизии.
    Участниками программы должны стать следующие группы:
  • экспертная группа Кыргызстана (в данный момент уже сформированная); • международная экспертно-консультационная группа (в данный момент практически сформированная – в нее входят Институт культурной политики, представители Таджикистана и Казахстана; также для консультаций можно привлечь Правление ACNP);
  • авторитетные деятели культуры, представители власти (в том числе Министерства культуры КР), представители бизнеса, средств массовой информации, международных организаций – все те, кого важно привлекать для обсуждения и продвижения культурной политики в СМИ и в обществе;
  • творческие профессионалы, НПО, организации культуры – все активные субъекты, готовые реализовывать инновационные проекты на практике.


Направления деятельности в 2006 году

1. Исследовательское, аналитическое направление:

  • подготовка аналитических материалов по культурной политике Кыргызстана (результаты семинаров, опросов, обзор законодательной базы);
  • проведение экспертного аналитического семинара по подготовке рекомендаций к формированию культурной политики Кыргызстана
  • проведение круглого стола по презентации итогового документа «Рекомендации к формированию культурной политики Кыргызстана».


2. Модернизация сферы культуры:

  • инициирование и поддержка проектов в регионах (в том числе разработанных в рамках семинара «Модели культурной политики КР» и семинара в г. Ош);
  • мониторинг проектов, формирование базы данных инновационных проектов, выявление творческих профессионалов (по итогам семинара «Модели культурной политики КР», в ходе проведения семинара в г. Ош, в ходе проведения «Тренинга для тренеров» в Бишкеке)


Итоговым мероприятием программы в 2006 году, объединяющем оба направления деятельности, должен стать круглый стол, на котором будут представлены выработанные экспертами «Рекомендации по формированию культурной политики Кыргызстана», а также инновационные культурные проекты, инициированные и выявленные в ходе работы.

Направления деятельности в 2007 году
1. Исследовательское, аналитическое направление:

  • проведение серии дискуссий и круглых столов по обсуждению «Рекомендаций к формированию культурной политики Кыргызстана», дополнение и доработка, подготовка и публикация итогового документа «Культурная политика Кыргызстана»;
  • подготовка предложений по совершенствованию законодательной базы в области культуры; • подготовка предложений по формированию нового имиджа современной Киргизии внутри страны и в глазах международного сообщества.


2. Модернизация сферы культуры:

  • поддержка инновационных проектов в сфере культуры, их реализация и мониторинг результатов (в том числе и с привлечением дополнительного финансирования);
  • проведение семинаров для работников культуры по повышению квалификации, необходимой для реализации инновационных проектов;
  • издание профессионального бюллетеня – периодического издания для работников культуры и творческих профессионалов.