Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Елена Зеленцова. Социокультурное проектирование в северном городе

Статья основана на материалах и результатах семинара «Творческий город. Социокультурное проектирование и социальная реклама в городской среде», проходившего 6-8 июня 2006 года в Музейном центре г. Сургут.


На семинаре работали эксперты: Г. А. Никич (куратор Московского Форума художественных инициатив), Н. Е. Прянишников (руководитель отдела зданий и комплексов культуры ЦНИИ проектирования им. Б. С. Мезенцева), Е. Ю. Гандрабура (руководитель проекта Института экономики города), вела семинар Е. В. Зеленцова (директор программ Института культурной политики).


Итоги работы с презентацией проектов, разработанных участниками семинара, были подведены на круглом столе «Культурные технологии и развитие города», состоявшегося там же 10 июня 2006 года.
Социальные и культурные инновации в повестку дня северных городов. Города российского Севера, объединенные в 2000 году Программой развития коммуникации и сотрудничества «60 параллель» (Архангельск, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Сургут, Сыктывкар, Ханты-Мансийск и др.) во многих отношениях выступили лидерами социокультурного проектирования городов России. Основными задачами программы, инициированной администрацией г. Сургут, стали разработка проектов, направленных на реализацию творческого потенциала жителей северных городов, развитие коммуникации и кооперации между различными северными территориями (в том числе зарубежными), формирование новых имиджевых установок, объединяющих города 60-й параллели.


В рамках этих задач работал и июньский семинар в Сургуте. Специальными темами семинара были анализ ресурсов социальной рекламы в городской среде и формирование условий конкурса социальной рекламы для городов 60-й параллели. Планировалась разработка проекта конкурса социальной рекламы, который станет «мостом» от Форума городов 2006 к Форуму 2007 года, и поиск идей для новых проектов городов, стимулирующих городское творчество.


Поскольку основными участниками семинара были представители организаций культуры, социальной сферы и городской администрации Сургута, наибольшее внимание было сконцентрировано на конкретных проблемах, потребностях и перспективах города. Другие города 60-й параллели представляли участники из Петрозаводска, также на семинаре работали специалисты из Тольятти и Екатеринбурга.
Программа семинара включала развернутый цикл лекций и работу в группах над проектами. По итогам дня проводились пленумы, на которых участники представляли результаты самостоятельной работы в группах, проводилось обсуждение проектов.


Были прочитаны лекции: «Творческий город» (Е. В. Зеленцова), «Роль креатива в успешной коммуникации» (М. Руссо), «Творческие проекты и стратегии развития городов» (Н. Е. Прянишников), «Порядок проведения рекламных кампаний органов государственной власти и местного самоуправления» (А. В. Можаев), «Роль стратегического планирования при подготовке рекламных кампаний» (А. С. Коцюба), «Креативное партнерство» (Е. Ю. Гандрабура).
Также в рамках семинара состоялись презентации социокультурных проектов Петрозаводска и Екатеринбурга.


Работа над проектами. Для работы над проектами были сформированы три группы:


(1) Северные города – социальная реклама. В группу вошли представители двух городов 60-ой параллели – Сургута (включая главного архитектора города) и Петрозаводска. Работа велась под руководством Г. А. Никича. По результатам был оформлен проект «Форум историй» (см. Приложение 1).
(2) Северный город. Группа работала над социальными проектами, направленными на решение социальных проблем средствами культуры в Сургуте. Работа велась под руководством Н. Е. Прянишникова. По результатам был оформлен партнерский проект «Гурманизация семьи».
(3) Северное агентство. Целью группы было создание новых проектов для Фонда развития и коммуникации северных городов «Шестидесятая параллель».

Поскольку никто из сотрудников Фонда в работе группы не участвовал, полученный проект не включал напрямую ресурсы Фонда. Работа велась под руководством Е. Ю. Гандрабура. По результатам был оформлен проект «Агентство социальных ролей».


Участники работали над проектами в течение трех дней. По окончании семинара была сформирована инициативная группа по доработке и презентациям проектов, в которую вошли Е. В. Зеленцова и Н. Е. Прянишников и лидеры проектных групп. Была подготовлена единая мультимедиа презентация по всем трем проектам для демонстрации на круглом столе «Культурные технологии и развитие города».
Итоги и рекомендации. По итогам семинара экспертная группа сформулировала некоторые тезисы, касающиеся в основном Сургута, его проблем и перспектив, но, можно полагать, актуальные и для других городов Севера и России в целом.


Проблемы города

  • В Сургуте остро стоит проблема формирования городской среды, проблема самоидентификации сообщества.
  • Городское сообщество разобщено, отдельные социальные группы изолированы друг от друга.


В этой связи наиболее перспективными являются социальные проекты, направленные на интеграцию различных социальных групп, построение коммуникации внутри сообщества, что должно быть проявлено не только через организацию городского пространства (социальная реклама), но и через создание каналов трансляции «голоса сообщества» – как в городском пространстве, так и на уровне учреждений социокультурной сферы. Именно это обстоятельство заставило участников группы «Северные города – социальная реклама» говорить о необходимости сбора информации для формулирования условий конкурса социальной рекламы. В нынешней ситуации специфические проблемы сообществ недостаточно проявлены и любое формулирование проблемы «за них» создаст искусственную, надуманную ситуацию и повлечет за собой производство невостребованного сообществом продукта.


Проблемы социальной сферы и сферы культуры

  • Изолированность социокультурной сферы от общественной жизни и жизни сообщества. Достаточное финансирование и хорошее техническое оснащение учреждений служит причиной недостаточной мотивированности сотрудников социокультурной сферы для работы с другими секторами общества.
  • Невладение технологиями фандрейзинга городских учреждений (привлечения средств, работы со спонсорами). Это связано, с одной стороны, с достаточным финансированием учреждений культуры и социальной сферы, но, в то же время, с отсутствием специалистов, которые владели бы этими технологиями.
  • Зависимость от активности городской администрации. Администрация воспринимается учреждениями социокультурной сферы как проводник инноваций. С одной стороны, это позитивный фактор, но с другой стороны, это создает ситуацию, когда коммуникация осуществляется только между учреждениями и представителями администрации.
  • Неразвитость партнерства, плохая внутренняя коммуникация, изолированность отдельных ведомств.

Важно развивать направления деятельности, способствующие развитию межведомственной коммуникации. Такого рода деятельность возможна только в случае реализации социально-ориентированных проектов, созданных в соответствии с потребностями жителей города. Примером такого рода проектов могут, в том числе, стать проекты, подготовленные на семинаре. Все три представленные проекта предполагают сотрудничество между различными организациями и ведомствами и спроектированы как принципиально междисциплинарные.

Проекты, подготовленные на семинаре.

Проекты, подготовленные участниками семинара, нацелены на решение актуальных задач и должны способствовать:

  • самоидентификации сообщества – формированию города и его среды с учетом не только административных решений или финансовых вливаний крупных корпораций, но также индивидуальных запросов и потребностей людей, живущих на этой территории;
  • выстраиванию партнерских связей учреждений с городским сообществом;
  • формированию партнерских связей между ведомствами для совместной работы с сообществом. Следует отметить, что среди участников семинара было недостаточно людей, готовых взяться за непосредственную реализацию проектов, что может стать препятствием при воплощении проектов в жизнь.


Достигнутые результаты.

1. Участники семинара вполне включились в понимание творчества и новаторства как целостного процесса, охватывающего все аспекты городской жизни, способствующего социальной интеграции различных слоев населения и т. д. Тем более что и лекции и работа в группах способствовала продвижению именно инновационной идеи «творческого города».
2. Несмотря на скромное представительство других городов на семинаре работа над социально ориентированными проектами может стать новой интерпретацией деятельности Форума городов. Такой поворот является развитием темы Форума «Город и социальная безопасность».
3. Городская среда рассматривалась как единое пространство, особое внимание было уделено социальной рекламе. Разработку проекта «Форум идей», предлагающего новую концепцию социальной рекламы и служащего основой эффективной социальной рекламной кампании можно считать главным практическим результатом семинара.
4. Разработка новых проектов, стимулирующих городское творчество. Разработаны проекты, которые не только могут содействовать решению существующих городских и ведомственных проблем.

Приложение

1. Проект «Форум историй» Краткое описание проекта и рекомендации по его реализации.

Цель проекта:

  • Развитие коммуникации внутри городского сообщества, раскрытие его творческого потенциала для формирования гармоничной городской среды.
  • Развитие сотрудничества через раскрытие как самобытности, так и универсальности городов 60-ой параллели.

Задачи проекта:

  • Формирование нового образа городов через персональные высказывания представителей различных сообществ и социальных групп.
  • Воплощение нового образа городов средствами современного искусства, дизайна и рекламы.

Реализация проекта:

1. Городской конкурс «Расскажи свою историю» Проведение общегородских конкурсов в городах 60-ой параллели.

Цель конкурса: формирование образа города через персональные высказывания представителей различных сообществ и социальных групп.

Условия конкурса: В конкурсе могут принимать участие как физические, так и юридические лица. В качестве конкурсных материалов могут быть представлены тексты, фотографии (причем не только фотографии из личных архивов, но и фотографии отдельных объектов, важных для того или иного сообщества), также могут быть представлены копии документов, аудио и видео записи и др. Участникам конкурса предлагается рассказать о себе и о своем окружении, сформулировать персональное высказывание о наиболее важных, с их точки зрения, фактах, событиях и проблемах, характеризующих представляемое им сообщество. Для того чтобы в конкурсе могли принять участие самые разные социальные группы, национальные меньшинства, маргинальные сообщества, условия могут быть сформулированы как «я и моя тусовка», «я и мои друзья», «я и мои коллеги», «я и мои земляки», «я и мои единомышленники», «я и мои однокашники» и т. д. В состав жюри конкурса должны войти представители городской администрации (в том числе ответственные за социальную рекламу), дизайнеры, художники, представители СМИ. В случае реализации проекта на межгородском уровне, возможно формирование жюри, представляющего интересы всех городов-участников. По итогам конкурса должны быть отобраны лучшие материалы, которые могут быть представлены на страницах СМИ, в виде сюжетов местных телекомпаний, в качестве материалов для экспозиции музея и т. д. Главным результатом конкурса должен стать отбор материалов для работы над рекламной кампанией.


2. Обработка результатов профессиональными художниками и дизайнерами Материалы, полученные по итогам конкурса, станут основой для проведения в северных городах социальной рекламной кампании, т. е. создания произведений (рекламные ролики, билборды, плакаты и др.). Для проведения рекламной кампании городскими властями или организаторами конкурса может быть проведен тендер по выбору рекламного агентства для выполнения заказа. Важно отметить, что профессионалы должны работать в непосредственном контакте с представителями сообществ. Заказчиком по отношению к дизайнерам и рекламистам должны будут выступить совместно организаторы конкурса (позиция 1) и представители сообщества.
3. Создание произведений дизайна, рекламы и современного искусства, представляющих лучшие истории жителей города и презентация результатов.
После создания и утверждения продукта может стартовать собственно рекламная кампания, которая должна включать не только уличную, наружную рекламу, но и серию публикаций в СМИ, выставки, дискуссии представителей городской общественности.
Рекомендации по реализации проекта: Поскольку основными проблемами северных городов были названы пассивность сообщества, его непостоянный, подвижный состав («временщики», мигранты), отсутствие некоей единой «градообразующей идеи» (исторический город, город инноваций, город для временного проживания – каждое сообщество видит северные города по-разному), необходимо некое «цементирование» сообщества для создания стабильной, творческой и безопасной городской среды. С одной стороны, это демонстрирует необходимость поиска «индивидуального» в каждом северном городе, с другой стороны, именно это отсутствие «индивидуального» и делает эти города столь похожими друг на друга. Самым близкими в этом смысле партнерами Сургута становятся такие города, как Норильск, Ханты-Мансийск и др.


Именно поэтому социальная рекламная кампания, идея которой может быть сформулирована как «Сообщество Север», должна опираться на материалы, представленные самими горожанами. Север, северные города через социальную рекламную кампанию определяются как территория самовыражения и самореализации сообщества.


Основной схемой реализации этого проекта являются предложения, сформулированные участниками на семинаре. В то же время можно предложить альтернативную схему проведения такого рода конкурса, а именно: приглашение коммуникационного агентства, которое в течение определенного времени самостоятельно (минуя общегородской конкурс) соберет информацию, которая затем будет переработана и станет основой социальной рекламной кампании.


Другой альтернативой проведения такого конкурса может стать объявление совместного конкурса для дизайнеров и членов местного сообщества. В этом случае, задачу сбора материала берет на себя дизайнер. Условия конкурса для дизайнеров, в этом случае, могут быть сформулированы как «творческие проекты, созданные в партнерстве с представителями местного сообщества – национальными меньшинствами, ветеранами, подростками, представителями разных профессий и т.д. Однако, предложенные альтернативы могут стать либо слишком дорогостоящими (в случае приглашения рекламного агентства), либо недостаточно эффективными (в случае совместной работы дизайнера и сообщества).