Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Контактная информация   Главная   Глоссарий


Инструментальная культурная политика / Социальное и экономическое значение культуры (Instrumental arts policy / Social and Economic Value)

См.: Искусство для искусства.

Искусства в сообществе (Community Arts)

Общее название организаций, которые осуществляют свою деятельность в рамках местных сообществ и фокусируют ее на на образовательных или молодежных проектах, а также проектах для людей с ограниченными возможностями, основанных на использовании различных видов искусства.

Искусство для искусства / Культурная ценность (Art for Art sake / Cultural Value)

Искусство для искусства - понятие, акцентирующее самостоятельную ценность и роль искусства в противовес его инструментальному или социально-экономическому значению. Современная культура зачастую рассматривается с точки зрения ее экономического и коммерческого измерения, ее социальной функции и роли для различных сообществ, и даже с точки зрения ее значения для физического и психического здоровья. Однако некоторые художники и люди, влияющие на культурную политику, выступают против подобного использования культуры в качестве инструмента социальных изменений. Согласно другой точке зрения, не существует противоречия между художественной ценностью произведения и его экономической или социальной значимостью. В современной Европе вся сфера культуры вынуждена пересматривать свою роль и формулировать ее в инструментальных терминах с целью получения финансовой поддержки со стороны общества. Соответственно, аргумент "искусство для искусства" может быть либо ценной поправкой к этой политике, либо препятствием для получения субсидий. Необходимо отметить, что даже самые ярые сторонники политики инструментализма в культуре признают безусловную ценность художественного содержания.

Искусство и культура (Arts and Culture)

Многие люди с большей легкостью дадут определение слову "искусство", нежели слову "культура". Термин "искусство" включает в себя следующие виды художественной деятельности (хотя и не ограничивается ими): музыку (инструментальную и вокальную), танец, пантомиму, драму, народное искусство, литературное творчество, архитектуру и смежные с ней области, живопись, скульптуру, фотографию, графику и прикладное искусство, промышленный дизайн, дизайн одежды, моду, кинематограф, телевидение, радио, звукозапись, а также то, что имеет отношение к представлению, исполнению и показу этих основных видов искусства, к их исследованию и создаваемой ими художественной среде. Данное определение принадлежит Национальному Фонду Искусств и Гуманитарных Наук США.

Культуру можно определить как сложный набор традиций, верований, знаний, навыков и привычек, присущих членам общества. Она связана с самобытностью, историей, разнообразием, образованием, символами, языком, инновациями и коллективным опытом. Культура - это то, как общество рассказывает о себе самом. Она формируется под влиянием социально-экономической истории, природной и рукотворной среды, убеждений, ценностей и эстетических представлений. Она связана с наукой и техникой, с изобретениями и творчеством, а также с коммуникацией, информацией, восприятием и практикой. Она включает в себя все, что составляет наше наследие, которое мы стремимся сохранить, а также способы создания новых горизонтов и новых представлений для будущего. Она представляет собой процесс, благодаря которому мы усваиваем общественные ценности и разделяем их с другими членами данного общества. Это наше прошлое и будущее достояние, то, что мы считаем ценным и стремимся передать другим. "Это разговор общества с самим собой, подслушанный другими". Мы являемся одновременно хранителями и создателями нашей культуры. Соответственно, она включает в себя широкий спектр видов и форм деятельности - таких, как спорт, наследие, игра, досуг, туризм, язык, миры нашего воображения, творческие индустрии и искусство. Культуре в одинаковой степени свойственно как "бытие", так и "становление".

Искусство, несомненно, составляет ядро культуры, но определение "культуры" как синонима "искусства" является неадекватным. Оно создает искаженную картину культуры и воздвигает барьеры на пути общества, где творчество составляет удел большинства, а не только "культурной элиты". Такая трактовка также ведет к неправильному пониманию роли и значимости художников и искусства в обществе и создает путаницу среди агентств, отвечающих за распределение общественных субсидий с целью предоставления людям возможности творить, профессионально развиваться, иметь доступ к ценностям, принимать участие в культурных процессах и пользоваться всем многообразием искусств, существующих в поле культуры.

В результате возникает следующая проблема: ни искусство, ни культура более не являются строго очерченными сферами деятельности, которые могут быть легко отделены, например, от бизнеса. Во первых, в современном бизнесе несомненно присутствует творчество; во-вторых, многие виды бизнеса занимаются сегодня продажей творческих продуктов или процессов. Это размывает традиционные определения. В наши дни культура во многом подобна бизнесу, а бизнес сближается с культурой и творчеством. Привлекая финансирование на культурные проекты, важно помнить, что искусство теперь имеет значительно больше общего с бизнесом, чем это было раньше.

Искусство на рабочем месте (Arts@Work)

Данный термин применяется для обозначения различных ситуаций, в которых художественный опыт приобретается в рабочей обстановке, "без отрыва от производства". Это понятие возникло в XIX веке благодаря предпринимателям Викторианской эпохи, таким как Раунтри или Кэдбери, и в XX веке было заимствовано социалиcтической идеологией, которая приписывала искусству определенного типа функции воспитателя и духовного наставника рабочего класса. Современное толкование данного термина в меньшей степени опирается на эту систему ценностей. Искусство теперь считается уместным в рабочей обстановке вне зависимости от его морального содержания. Некоторыми примерами "искусства на рабочем месте" являются художественные коллекции (собирателями и хранителями которых могут быть сами рабочие), библиотеки (как правило, содержащие книги, рекомендуемые для чтения), концерты или театральные постановки в производственных помещениях и возможность участия в них рабочих семей в специальные дни или вечера. Сейчас "искусство на рабочем месте" все чаще выступает как обучающая деятельность с использованием искусства.