Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Творческие кластеры Москвы: набросок карты

Творческие кластеры Москвы 

Исследовательская работа «Творческие кластеры Москвы: набросок карты» была проведена Международным университетом в Москве и Институтом культурной политики в 2006 году в рамках ежегодных «Дягилевских чтений».

Это исследование является первой попыткой проанализировать возникновение и развитие в Москве творческих кластеров.

Поскольку в отечественной литературе отсутствуют развитые представления о творческих индустриях и кластерах как одной из основных форм их организации, в основу исследования были положены британские определения, выработанные в конце 1990-х годов.

Что такое творческие индустрии?

Согласно определению Департамента культуры, СМИ и спорта Правительства Великобритании, это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности».

Из чего складываются творческие индустрии?

По классификации того же Департамента, творческие индустрии включают такие области, как:

  • реклама;
  • архитектурное проектирование;
  • ремесла, дизайн мебели;
  • Моделирование (дизайн) одежды;
  • создание кино- и видеопродукции;
  • графический дизайн;
  • развлекательное и образовательное программное обеспечение (в частности, компьютерные игры);
  • музыкальная индустрия и звукозапись;
  • исполнительские искусства и массовые зрелища;
  • теле-, радио- и интернет-вещание;
  • визуальные искусства и антикварный бизнес;
  • литературная и издательская деятельность;
  • музейная деятельность.

Что такое творческий кластер?

Наиболее распространенное определение «экономического кластера» дано в книге Майкла Поттера «Соревновательные преимущества наций»: «географическая концентрация взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, сервисных структур, фирм, работающих в смежных областях, и других связанных с ними организаций (например, университетов, агентств, торговых ассоциаций), которые действуют в определенных областях и одновременно конкурируют и сотрудничают друг с другом».


Словосочетание «творческий кластер» подразумевает, что компании, входящие в кластер, относятся к творческим индустриям. Как показала дискуссия, московские творческие кластеры в основном воспроизводят модели, уже известные в Великобритании и в других странах. Отличие состоит в том, что появление кластеров в Москве не было следствием целенаправленных усилий правительства, направленных на освоение бывших промышленных территорий и одновременно – на развитие творческого сектора экономики.

В то время как в Великобритании такая политика, предполагающая поддержку творческих индустрий, проводится на национальном и муниципальном уровнях с 1998 года, в Москве все кластеры возникли в результате частной инициативы предприимчивых творческих профессионалов и менеджеров. Вместе с тем, московские творческие кластеры насчитывают едва два года. Их появление является знаком нового этапа развития — как в Москве, так и в целом в России, — развития, предполагающего активное включение культурных и творческих ресурсов в становление новой постиндустриальной экономики. Рано или поздно такое развитие должно получить и государственную поддержку.