Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Контактная информация   Главная   Новости
01.05.2009

Когда «остров свободы» станет еще свободнее

Конференция «Будущее культуры на Кубе», организованная Парчейз-колледжем Университета штата Нью-Йорк и Институтом кубинских исследований в Майами, проходила 19–21 апреля 2009 года в конференц-центре Покантико, принадлежащем Фонду братьев Рокфеллеров.

Построенная в начале ХХ века усадьба Рокфеллеров представляет собой величественный дом-дворец, расположенный на вершине холма, откуда открывается вид на живописные окрестности и реку Гудзон. Вокруг разбит огромный регулярный парк, где на каждом шагу встречаются шедевры скульптуры — от подлинной античной до современной. Все — от целого до мельчайших деталей — является здесь воплощением тайной американской мечты о европейской королевской резиденции. Тайной, потому что, будучи пуританами, Рокфеллеры могли бы проявить большую сдержанность в обустройстве своего жилища.

В этой весьма необычной обстановке говорили о будущем Кубы. Заседания проходили в современном конференц-зале, оборудованном в бывшем каретном сарае. Происходящие сегодня на Кубе политические изменения позволяют надеяться, что в ближайшее время ситуация в стране станет существенно более либеральной. Что в этом случае будет происходить с кубинской культурой? Станет ли она двигателем перемен или сохранит роль идеологического инструмента, подверженного строгому контролю и цензуре со стороны власти? Должна ли будущая стратегия развития кубинской культуры ориентироваться на сохранение наследия (революционного и дореволюционного) и восстановление разрушенной инфраструктуры, или необходимо также сосредоточиться на поддержке различных форм современного искусства и развитии творческого предпринимательства?

Эксперты рассказали на конференции о состоянии и проблемах кубинских музеев, архивов, памятников архитектуры театров, музыки, кинематографа, литературы и художественного образования. Повсюду инфраструктура культуры находится в плачевном состоянии. Система художественного образования почти бездействует. И хотя цензура сегодня стала во многих отношениях менее строгой, государственный контроль в сфере культуры все же дает о себе знать. К тому же, наблюдается огромный разрыв между Гаваной и провинциями.

Государственное финансирование не позволяет решить этих проблем, а других источников финансирования пока нет. Внутренний художественный рынок очень мал, а внешний рынок доступен лишь для очень немногих художников, по сути, живущих в ситуации двойного гражданства. И хотя на мировом художественном рынке «кубинский бренд» в силу своей политической экзотики пока является сильным, неизвестно, не потеряет ли он своей привлекательности, когда страна станет более демократической и открытой.

Участники конференции обсуждали различные стратегии модернизации сферы культуры на Кубе. Многие обращали внимание на необходимость децентрализации, реформирования иерархической системы управления и развития современных форм культурного менеджмента, подчеркивали, что, по мере демократизации, должны кардинально измениться функции культуры и искусства в обществе.

Что же придет на смену идеологическому давлению и государственной монополии на культуру? Будет ли это популярная западная модель «креативной экономики», в которой ключевая роль отводится культуре и творчеству? Станет ли культура играть роль социального инструмента, обеспечивающего согласие в обществе? Или она будет использована как приманка для развития туризма? И каково во всех этих случаях должно быть соотношение государственного и частного сектора в сфере культуры?

Как бы ни развивалась в дальнейшем культурная политика на Кубе, важно, чтобы в ее формировании участвовали и сами творческие профессионалы — хотя бы потому, что многие годы творчества под бдительным оком режима сделали их чувствительными к вопросам политики.

Михаил Гнедовский