Подписка на рассылку
E-mail:

ФИО:

Организация:



* Все поля обязательны
для заполнения






Rambler's Top100
Rambler's Top100


Контактная информация   Главная   Проекты   Творческие индустрии

Творческие индустрии

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ В РОССИИ

Бюджет многих организаций культуры включает сегодня доходы от собственной деятельности. Является ли это правилом или исключением? Может ли культура прокормить себя сама или это миф, насаждаемый сторонниками «коммерциализации»? И с другой стороны, является ли творчество прерогативой культуры или сегодня уже можно говорить о творческом бизнесе, творческом управлении и т.д.?

Несомненно одно, творческие продукты, которые успешно реализуются на рынке, могут составить противовес сырьевой экономике. И польза от этого может быть не только для самой сферы культуры, которая получит дополнительные источники существования, но и для бизнеса, и для решения задач развития, которые стоят перед властями в регионах и на местах. На этом основана британская методика развития культурных (или творческих) индустрий, которая с 1998 года является приоритетом государственной политики в Великобритании и широко распространяется в других странах мира. При этом в число культурных индустрий включают широкий спектр начинаний, имеющих творческую природу: от традиционных искусств, ремесел, музыки и театра, до дизайна, моды, видео-, аудио- и мультимедиа-продукции.

Политика поддержки творческих индустрий, которая обычно реализуется на региональном или местном уровне, предполагает внимание к творческим ресурсам, помощь различным творческим группам, находящимся в стадии становления, использование творческого потенциала населения городов, переживающих экономический кризис.

Настоящая программа осуществляется в партнерстве с региональными и муниципальными властями и с привлечением ведущих российских и британских экспертов и консультантов. Она направлена на создание условий для развития предпринимательской деятельности, основанной на культурных и творческих ресурсах. Программа предполагает выявление творческого потенциала территории, создание пилотных площадок и формирование благоприятных условий для их работы, организацию территориальных агенств по развитию культурных индустрий, создание системы обучения, бизнес- и маркетинг-консалтинга для предпринимателей в сфере культуры. Основными зарубежными партнерами программы являются британские агентства EUCLID и Comedia.

Программа 2003 – 2004 гг. включала следующие этапы:

(1) Проведение семинаров и подготовка исследований по картированию территорий. Первый семинар в рамках этой программы, «Выявление культурных ресурсов территории», состоялся в июле 2003 года в Петрозаводске. В нем приняли участие представители ряда регионов Северо-Запада, Поволжья, Сибири и Центральной России. В ноябре 2003 года на семинаре в Архангельске были представлены результаты картирования территорий для выявления потенциала творческих индустрий.
В результате были получены исследования по картированию территорий, которые анализировались экспертами и затем дорабатывались участниками в течение полугода. Исследования были посвящены театральному и музыкальному секторам в Петрозаводске (Республика Карелия), архангельским творческим индустриям; также интересные материалы были получены из Тольятти и Сургута.


(2) Проведение проектных семинаров и подготовка проектов предприятий творческих индустрий Семинар «Творческие индустрии – ресурс развития города» состоялся в июле 2004 года в Архангельске. Семинар разработал семь проектов, четыре из которых были представлены на круглом столе общественности и властям Архангельской области. Были подготовлены четыре презентации: «Компания «СеВЕРНЫЙ текСТИЛЬ» (Архангельск), «Музей» семьи Шевелевых (Каргополь, Архангельская обл.), Фестиваль-ForУМ Козьмы Пруткова (Сольвычегодск, Архангельская обл.), Клуб «МинКульт-2» (Петрозаводск, Карелия), Джазовый фестиваль (Архангельск), Фестиваль в Ижевске в рамках «Культурной столицы Поволжья» (Поволжье), Университетский Клуб (Тольятти, Поволжье).


(3) Проведение конкурса проектов создания предприятий творческих индустрий. Поддержка пилотных площадок творческих индустрий
Целью конкурса являлось создание действующих моделей создания предприятий творческих индустрий. В рамках конкурса рассматривались готовые бизнес-планы создания предприятий. По результатам конкурса Экспертный совет поддержал три проекта:

1) создание инновационного социокультурного объекта городской среды – медиа-арт-клуба «МИНКУЛЬТ», включающего фирменное кафе, магазин-читальню гуманитарной литературы, видеотеку;
2) создание и развитие комплекса образовательных и культурно-досуговых услуг в рамках сети Детских креативных центров «Дом оранжевой кенгуру»;
3) организация центра Северного текстиля, в том числе: создание центра развития традиций работы с текстилем на территории Архангельской области и северного региона, удовлетворение потребностей населения в текстиле и текстильной продукции, создание центра специализированного костюма и текстиля.

Проведение семинара «Создание предприятий творческих индустрий» для победителей конкурса. Поскольку бизнес-планы поддержанных предприятий нуждались в консультационной помощи специалистов по финансам, налогообложению и праву, было решено провести специальный семинар для руководителей и бухгалтеров предприятий творческих индустрий. В ходе семинара были отработаны вопросы организационно-правового и финансово-экономического обеспечения предприятий творческих индустрий.

Помимо поддержки проектов, конкурс и семинар позволил с помощью экспертов составить одну из возможных моделей функционирования предприятия творческих индустрий в российском финансово-правовом поле.

(4) Разработка российской модели «Творческого кластера»
Небольшие специализированные независимые производители часто располагаются вблизи друг от друга и образуют «кластеры». В зарубежной практике такие объединения-«кластеры» часто обосновываются на территории заброшенных фабрик или заводов, обновляя и давая новую жизнь «отработанным» индустриальным пространствам. Такое объединение предприятий творческих индустрий способствует экономическому росту, улучшает имидж территории, помогает решать проблемы трудоустройства.

Конференция «Культурный квартал: независимые творческие пространства» На конференции был рассмотрен зарубежный и российский опыт создания независимых центров культуры, были намечены пути создания независимых творческих пространств в Москве. Конференция стала основой для дальнейших действий по созданию Центра современной культуры и искусства в российской столице (культурного кластера).

Проектный семинар «Творческий кластер» Целью семинара стало развитие и продвижение проекта «Творческого кластера» в Москве. В ходе семинара организаторы и участники решали следующие задачи:

(1) прояснение идеи творческого кластера как основной формы организации творческих индустрий, поиск формулировок, которые будут понятны как широкому кругу творческих профессионалов, так и властям;
(2) разработка программы взаимодействия с властями, бизнесом, участниками и СМИ;
(3) создание рабочих моделей, содержащих организационные и правовые механизмы существования творческих кластеров, принципы участия в них тех или иных независимых организаций;
(4) выявление условий, обеспечивающих экономическую устойчивость кластера.

Важным завершающим событием программы «Творческие индустрии в России» 2004 года стал круглый стол «Творческий город: перепрофилирование городов в постиндустриальную эпоху» . На круглом столе обсуждались вопросы творческих индустрий и городского развития, были подведены итоги программы «Творческие индустрии – 2004».

В 2005 году материалы по развитию творческих индустрий в России будут опубликованы в брошюре "Творческие индустрии: модель сборки" из серии "Культурные стратегии: экспертный клуб".

Подробно о программе «Творческие индустрии в России» см. статьи экспертов в разделе «Аналитика»

Страницы: 1
25.04.2007

Семинар в Красноярске

подробнее
11.05.2005

Фотографии с семинара"Творческие индустрии" в Архангельске

подробнее
20.09.2005

Творческие индустрии: 3 региональных проекта

В июле 2004 года Институт культурной политики провел конкурс среди участников проекта «Творческие индустрии». На конкурс были представлены проекты организации новых или развития уже существующих творческих предприятий. В сентябре в Москве прошел семинар для финалистов конкурса, все они получили квалифицированные консультации по стратегии развития своих проектов. Победителями конкурса, получившими дополнительную поддержку, стали три проекта, которые сегодня успешно развиваются в Архангельске, Петрозаводске и Тольятти.
подробнее